[06]июля[2011]
 
24(000298)

>Читайте в [следующем номере]
«Я не экстрасенс. Если хочешь убивать людей –
иди в милицию, а хочешь обманывать – в астрологи»
* Ганжур-Цырен лама РАДНАЕВ

Кристина МИЩЕНКО:
«Если человек врёт, то ему надо сломать нос и послать к чёрту»

Святая земля – Израиль
(ФОТООТЧЁТ)

Свадьба века в Монако: Европа лишилась самого завидного жениха


- Российские баскетболистки выиграли чемпионат Европы и путёвку на Олимпиаду

- День независимости превыше торгов

- 33-й Московский международный кинофестиваль подвёл итоги

- «Красноярская ГЭС» бьёт рекорды

- Валерий ГАТАЕВ: стал знаменитым благодаря одной роли

- Наталья НИКОНОВА, 19 лет, модель

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Химическая кастрация педофилов не была поддержана правительством из-за высокой затратности. Допустим, это (кастрация) осуществляется, через какое-то время это должно осуществляться снова, потому что эта функция восстанавливаема. Нужен источник оплаты дан

Татьяна ГОЛИКОВА,
глава Минздравсоцразвития.


 
Домохозяйки предпочитают сериалы

Россия стала совсем неспортивной и немузыкальной. Такой вывод можно сделать, если считать зеркалом страны её телевидение. А на нём уже давно происходит некая смена приоритетов. И взобравшиеся на вершину телеолимпа сериалы не собираются уступать пальму первенства.
Напомним, что по данным медийного агентства Vizeum, за последние пять лет на 16 федеральных телеканалах доля спортивных передач упала втрое и составляет лишь 4% эфирного времени. А доля музыкальных передач сократилась вдвое – примерно до 6%. Одновременно возросли показы сериалов, в том числе в прайм-тайм, а также кино и развлекательных передач.
Странно как-то. Уж что-что, а спорт всегда был в числе «священных коров». Да и музыка, вроде, тоже (впрочем, само по себе слово «музыка» мало что значит – разница между жанрами уж больно велика). Опрошенные эксперты, однако, быстро расставили всё по местам. «Набили руку на сериалах производители, – отметил историк и известный телеведущий, член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе. – Это достаточно просто: сериалы – это вещь, во всём мире востребованная. Они популярны среди домохозяек, которые составляют значительную часть телеаудитории. Сериалы, будучи поставлены на поток, достаточно просты в производстве. Это хороший способ забить эфир рейтинговым материалом. Почему же нет?»
Спорт, например, сдаёт позиции. И дело не только в продолжающемся последние годы снижении показа спортивных трансляций по бесплатному телевидению. По мнению Сванидзе, попросту не стоит переоценивать тягу российского телезрителя к спорту. «Каждая отдельная передача достаточно сложна в производстве, – напомнил собеседник агентства. – Спортивные передачи у нас имеют большие перепады по части внимания к ним телевизионной аудитории. Футбол – только высококачественный. Хоккей – только когда играют наши. Сложно делать спортивные программы так, чтобы они были заранее очевидно рейтинговыми. Это практически невозможно. Если бы у нас ходили на футбол так, как в Испании, Италии или Англии, – тогда и телевизионные трансляции пользовались бы любовью. Но у нас этого нет».
Что касается сериалов, то, как подчеркнул Николай Сванидзе, «сериал – вещь значительно более благодарная». «Меняется и психология аудитории, которая прикармливается достаточно простыми телевизионными продуктами, не требующими повышенного внимания, размышления, напряжения, – отметил эксперт. – И телевизионщики в данном случае, конечно, идут за аудиторией. У них другого и выхода нет. Это встречное движение. Зрителям предлагается жвачка – зрители охотно её жуют».
Иного мнения о наших телесериалах придерживается вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская, – впрочем, возможно, они с Николаем Карловичем смотрели разные сериалы.
«Вы знаете, сериалы не надо недооценивать, – подчеркнула Зелинская. – Сериал – это практическая школа жизни. Зритель, глядя на экран, адаптируется к огромному количеству новых социальных понятий, которые очень быстро и резко входят в повседневную жизнь. Других источников для этого у нас нет, чтобы адаптироваться к новым формам социальной жизни – понять, как реагировать на что-то, как выстраивать отношения. Так что у сериалов колоссальная социальная роль. Сериалы сейчас в целом качественные и очень точно показывают картину жизни, как она есть».
«Что касается музыкальных программ, то меня это только радует, – сообщила Елена Зелинская. – То, что у нас сегодня называется музыкой, – это эстрада, которая концентрируется на 20 именах в разных вариантах. Какой бы ни был праздник, какая бы ни была музыкальная программа, мы видим тот же список, только в разной очередности. И, конечно, именно этот тип эстрады не только надоел, но и осточертел».
Молодой смены на российской эстраде, по данным эксперта, не видно. «Что придёт на смену этой престарелой команде людей в перьях, которая скачет перед нами уже 20 лет, – пока непонятно, – заметила Зелинская. – Пока только мелькнул на «Евровидении» этот молодой безобразник, который что-то по-хамски выкрикнул и никаких мест не занял. Это тоже не музыка. Естественно, интерес зрителей падает».
Подробно складывающуюся в телеэфире картину прокомментировала руководитель отдела социологических исследований Аналитического центра «Видео Интернешнл» Ирина Полуэхтова.
«Я думаю, этим данным вполне можно доверять, – отметила Полуэхтова. – Поскольку они действительно отражают тенденцию, которая состоит в том, что за последние пять лет у нас получили развитие платные «неэфирные» каналы: кабельные и спутниковые. Они занимают узкие ниши и специализированы по тематике и жанру. Вот там – большое предложение как музыкальных, отечественных и зарубежных, так и спортивных каналов».
Более того, по данным эксперта, привычное для российского зрителя богатое присутствие спорта на общем федеральном телеэкране на самом деле было исключением из мировых правил. «Во всем мире такого рода каналы существуют именно в платном формате, – подчеркнула Полуэхтова. – Это экономика: спортивное вещание – дорогостоящая вещь, и она должна окупаться». В этой связи наличие в России до недавнего времени в «бесплатном эфире» двух спортивных каналов – государственного телеканала «Спорт» и частного спортивного канала 7ТВ – было достаточно странным с точки зрения опыта мирового телевизионного рынка.
«Для федеральных каналов, которые существуют за счёт рекламы, за счёт привлечения широкой аудитории, такая специализированная модель просто перестаёт работать, они перестают быть коммерчески эффективными, – отметила социолог. – Естественно, что канал 7ТВ перепозиционировался, провел ребрендинг – он теперь называется «Семёркой» и показывает старые советские фильмы, которые дёшевы с точки зрения покупки прав на показ, но стабильно собирают достаточную для этого канала аудиторию, стабильно приносят ему рейтинги. За 2010 год аудитория «Семёрки» выросла в четыре раза – с 0,3% до 1,2%».
А до этого вместо канала «Спорт» появился канал «Россия 2», который, по словам Ирины Полуэхтовой, лишь наполовину остался «спортивным» и существенно расширил свою тематическую нишу за счёт так называемого «сайнстеймента» – познавательно-развлекательных документальных передач и кино.
Аналогичным образом, музыкальное вещание тоже перемещается в специализированный платный сектор, где есть не просто музыкальные каналы, а каналы, посвящённые отдельным музыкальным направлениям, стилям (например, русскому року). Федеральные же (бесплатные) музыкальные телеканалы вынуждены расширять свою нишу в сторону «энтертеймента» (развлечения), разбавляя музыкальный контент развлекательными передачами, кинопоказом и сериалами, подходящими по содержанию, отметила Ирина Полуэхтова.
В общем, ларчик открывается просто. Шайба никуда не делась – она просто перелетела туда, где ей надлежит быть по законам рыночной экономики. А всё-таки «тем, кому за 40», немного странно. Помним же мы прекрасно, как к «голубым», то есть чёрно-белым экранам приникала вся страна, когда «играли наши с канадцами». А уж фигурное катание как любили! – такие разные зрители, целыми семьями. Правда, сериалы тоже обожали – те самые, про Штирлица.
Становясь богаче и разнообразнее, мир неизбежно становится в чём-то и разобщённее. Остаётся только пожелать, чтобы богатства было побольше, а разобщённости – поменьше. Ну а малоимущему футбольно-хоккейному фанату, которому нечем заплатить за спутниковую тарелочку, остаётся внимательно искать в телепрограмме, где сохранился его чувству уголок. И занимать дешёвые места на стадионе.

Леонид СМИРНОВ.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен