[21]марта[2012]
 
11(000333)

>Читайте в [следующем номере]
«Геометрический рост наркотизации населения России в последние три года удалось остановить»
* Сергей ГАПОНОВ

Лоренцо ТОМПСОН: «Не надо слишком заморачиваться техникой. Отдайтесь музыке»

Самые необычные кинотеатры мира
(Фоторейтинг)

АДЕЛЬ: «Я села сочинять песни от боли и горя...»


- Родина в опасности: рожать некому

- Позитив на исходе

- За что в ответе гены?

- Президент РФ Дмитрий Медведев объявил благодарность коллективу компании РОСГОССТРАХ и наградил главу компании Данила Хачатурова

- «Краткий курс счастливой жизни»: Гай Германика сняла Хакамаду, Гаркушу и своего пса

- Марина КАБАНОВА, 19 лет, хостес БУРЛЕСК-КЛУБА «Show Girls» (Киров)

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«В Саудовской Аравии неверной жене могут рубить голову, в то время как её муж, поменяв свою джалабию на костюм от Бриони, катается в «Бентли» по Лондону!»

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ,
режиссёр.


 
Виктор ЗУБАРЕВ: «Красноярскому краю нужна новая промышленная политика»

начало на 1 стр.

– Столь же масштабные задачи предстоит решать россиянам и на региональном уровне. В новом составе Законодательного Собрания Красноярского края вы возглавили, пожалуй, самый ответственный из комитетов – по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. При этом вы полны решимости осуществить на вверенном вам направлении по-настоящему системные преобразования.
– Прежде всего я хотел бы заметить, что все комитеты в Законодательном Собрании края очень важны. Наш комитет отвечает на самые актуальные из вопросов, беспокоящих жизнь человека. Это жизнеобеспечение, ЖКХ, строительство. Не только создание инфраструктуры для крупных компаний, но и строительство касательно отдельного человека, индивидуальное например, – это всё компетенция нашего комитета. Плюс связь: телефонная, радиосвязь, проводная связь, система электронного правительства. В двадцать первом веке без инфо-коммуникационного пространства обойтись нельзя.
Какие ещё вопросы я намерен решать в комитете? Это, конечно, инновационная политика. Здесь очень ценен опыт, который был приобретён мною в ходе работы по созданию партийного проекта «Национальная инновационная система» – 40 опорных территорий в стране. Инновационная политика направлена, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития предпринимательства. В первую очередь, в реальном секторе экономики предстоит создание высокоэффективных рабочих мест.
Во взаимодействии с общественной организацией «Деловая Россия», вице-президентом которой я являюсь и отвечаю за развитие регионов, мы разработали концепцию «Новая индустриализация России» и дорожную карту ее реализации. Её тезисы вошли в основу предвыборной программы Владимира Путина как кандидата в президенты России. Это, по сути, новая индустриализация страны, предусматривающая создание 25 миллионов высокоэффективных рабочих мест. Мы гордимся этими нашими наработками и их признанием на самом высоком уровне.
Для нашего комитета в Законодательном Собрании особое значение имеет работа с крупными предприятиями, наполняющими бюджет Красноярского края. Мы готовы создать для них все необходимые условия для увеличения объёмов производства и, соответственно, выплачиваемых налогов. Это позволит решить множество социальных задач. Еще одна не менее важная для комитета задача – развитие предпринимательства, влекущая за собой не только создание рабочих мест, но и изменение патерналистской идеологии (Патернализм (от лат. paternus – отцовский, отеческий) – покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы – к своим работникам. – Прим. ред.), укоренившейся в России в нулевые годы, когда бюджет наполнялся за счёт нефти, цветных металлов и другого сырья, а реальный сектор экономики не развивался.
Такую идеологию давно пора менять. И многое в данном направлении можно сделать через комитет по промышленности и вопросам жизнеобеспечения.
Не умаляя влияния крупных компаний в деле наполнения бюджета, хочу подчеркнуть, что пропорции этого наполнения от реального сектора экономики и от малого бизнеса должны существенно измениться. В бюджете Красноярского края их необходимо довести хотя бы до 30%. Видите, я даже не говорю про 50-60%, как в развитых экономических странах. Хотя бы до тридцати. Сегодня в бюджет через эти предприятия поступает менее 10%. Крайне мало. Это и есть рабочие места на производстве. В результате люди устраиваются работать чиновниками, служащими, мало кто идёт в предпринимательство, на заводы. Исправить сложившееся положение дел – наша цель. Необходимо изменить существующую идеологию через новую промышленную и предпринимательскую политику в крае.
– С чего планируете начать: с убеждений, с доработки законов?
– Вначале было слово... Потом оно ложилось на бумагу, затем становилось реальным процессом. Нужны реальные шаги по обеспечению государственной поддержки развития промышленности, предпринимательства на территории края. Над этим мы будем работать в нашем комитете.
– Говоря «государственная поддержка», какие именно мероприятия вы имеете в виду?
– Конечно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации мы не можем влиять на всю Россию в целом. Допустим, изменить налоговую политику в стране. Но своими инициативами, в том числе через общественные организации деловых сообществ, мы можем на этот процесс влиять. Будем добиваться снижения страховых взносов и переноса налоговой нагрузки с реального сектора экономики на сырьевые отрасли, на отрасли, основанные на человеческих пороках: никотин, алкоголь, игорный бизнес… Пусть именно они компенсируют снижение поступлений в пенсионный фонд и по другим социальным направлениям, которое произойдёт в результате послаблений для реального сектора экономики. Это мы называем налоговым манёвром. Именно благодаря налоговому манёвру мы будем осуществлять и поддерживать новую идеологию для развития промышленности и предпринимательства.
И ещё один очень важный момент я хотел бы обозначить. И на уровне местного самоуправления, и на уровне города Красноярска (что особенно заметно), да и на уровне Красноярского края в целом используется исключительно сложная система принятия решений. Для всего нашего предпринимательского сообщества, для промышленников Красноярского края это действительно беда номер один. Бесконечные хождения бумаг, многоуровневые согласования решений, всевозможные недора-
зумения, которые в связи с этим возникают, не просто месяцами, а уже долгими годами мешают людям работать и развивать своё дело.
Необходима не просто реорганизация, а настоящая инноватизация управления, что называется, снизу доверху, от местного самоуправления до уровня Федерации. Нынешние правила и в целом всю систему принятия решений мы решительно намерены менять через Законодательное Собрание Красноярского края и конкретно – через наш комитет. Это позволит, как минимум на 50%, сократить чиновничье-бюрократический аппарат.
Я настаиваю, что основные направления государственной поддержки предпринимательства в России должны опираться на абсолютно понятные для всех правила. Если ты создал высокоэффективное рабочее место с выработкой на одного рабочего не менее трёх-четырёх миллионов рублей в год – получай государственную поддержку. Не создал такого рабочего места (а без инноватизации управления и инновационных технологий создать это сейчас невозможно) – не получаешь. Задача нашего комитета – поддержать людей инициативных, энергичных, деловых, чтобы они были ускорителями процесса.
– Социально-экономическое развитие Красноярского края всегда опиралось на две стратегические доктрины: сырьё и промышленность. Последние лет двадцать наблюдается явное преобладание доктрины сырьевой. Вы не раз подчёркивали, что такое положение дел недопустимо. Что именно планируете предпринять на данном направлении?
– Прежде всего, хотел бы отметить, что сырьевой акцент – это не результат выбора, а диктат обстоятельств. Проблемы для социально-экономического развития создаёт как сырьевая зависимость, так и избыточная, однобокая индустриализация. В современной ситуации необходимо максимально точно выбрать стратегию этого развития. Только тогда мы сможем радикально повысить конкурентоспособность краевой экономики. Первая линия конкуренции – региональные рынки. И надо признать, что в некоторых секторах мы начали уступать соседям. Вторая – это глобальная конкуренция – конкуренция за инвестиции. Качество инвестиционного климата определит, станет ли край глобальным транспортным хабом, станет ли СФУ центром технологических инноваций, а Красноярск – столицей сибирского креативного класса.
Сегодня необходимо выбрать такой вектор региональной политики, который позволит консолидировать конструктивизм, компетенции и активность красноярцев. Я считаю, что таким вектором может стать напористая и местами агрессивная промышленная политика, политика реиндустриализации во всех основных отраслях. Задачу по проектированию несущих конструкций этой политики готов взять на себя комитет, который мне поручено возглавить.
– И что же, на ваш взгляд, является каркасом данной конструкции?
– Это многочисленные балансы. Нередко ведь политическая конструкция не работает не потому, что плоха, а потому, что не сбалансирована. Пример – «Корпорация-2020», деятельность которой не привела к ожидаемым результатам.
Конкретное число необходимых балансов ещё предстоит определить. Упомяну о некоторых основных. Межотраслевая балансировка. У нас их развитие происходит независимо друг от друга. Баланс производительных сил и гражданского общества (пример – печально известный завод ферросплавов). Баланс централизации и децентрализации. Ряд задач лучше решать на уровне местного самоуправления, но кроме делегирования полномочий необходим и баланс ресурсов. Основополагающими являются также баланс федеральных и региональных интересов, баланс между бизнесом и государством, управленческий баланс.
– Помимо перечисленных вами балансов, что ещё должна включать в себя новая промышленная политика?
– В современной России наметились существенные изменения в общеполитическом плане. Безусловно, эти изменения спроецируются и на региональную политику. Время, когда доминировала политическая доктрина укрепления «вертикали власти», заканчивается. Укрепление страны, развитие её экономики и рост доходов населения вывел на политическую аван-сцену нового игрока – креативный класс. С этим игроком необходимо вступать в конструктивный диалог. Если в начале двадцатого века рабочий класс выступил могильщиком буржуазии, то не исключено, что креативный класс примет на себя эту функцию в отношении бюрократии. Дебюрократизация должна найти своё отражение и в механизмах реализации промышленной политики.
Понятно, чтобы выработать выверенную и сбалансированную политику, имеющую, как сейчас говорят, дружелюбный интерфейс, необходима не только политическая воля, но и сотрудничество. Главными сотрудниками мне видятся предпринимательские общественные организации, региональное экспертное сообщество, работники СФУ, СО Академии Наук. Разумеется, надеемся мы и на взаимопонимание с краевым правительством.
Я уверен, что сбалансированная промышленная, предпринимательская идеология может стать фундаментом новой социально-экономической политики Красноярского края.
– Что именно, на наш взгляд, целесообразно строить на этом новом фундаменте?
– Я убеждён – создание региональной инновационной системы должно стать стратегической целью на время работы нашего комитета в новом созыве. При этом следует понимать, что даже наличие индустриальной и инновационной инфраструктур недостаточно для такой системы. Необходимо создание институтов инновационной экономики, эта задача тоже должна стать частью промышленной политики.
– Вы настаиваете на необходимости инноваций. А как быть с уже имеющимися производствами?
– Состояние всех промышленных предприятий, находящихся на постсоветском пространстве, нужно тщательно проанализировать – и определиться с каждым в отдельности. Затем по каждому предприятию следует наметить план – либо его восстановления, либо разрушения (зачистка территории и передача её в эксплуатацию с целью строительства чего-то нового, если оно в современных условиях уже не актуально, и не востребовано).
Именно эту задачу я перед собой ставлю – в течение года провести инвентаризацию, составить план совместной работы.
– В своих выступлениях вы не раз подчёркивали, что современная промышленная политика напрямую связана с урбанизацией ХХI века. Жизнь людей в городах стремительно меняется и требует новых подходов к некогда казавшимся незыблемыми регламентам.
– Сегодня мы должны размещать производства в определённой санитарной зоне. При возросших экологических требованиях это неизбежно. Никто не собирается ради обогащения ряда предпринимателей (особенно недобропорядочных) дышать загрязнённым воздухом, пить некачественную воду, кушать вредные продукты пусть даже за высокую зарплату.
В Красноярске необходим перенос практически всех промышленных предприятий, которые сохранились. На предприятиях нашего бывшего оборонно-промышленного и других комплексов сохранилось всего до 20 процентов от прежних объемов производства. Всё остальное – перепрофилировано либо умерло. Так вот, существующие, работающие промышленные объемы нужно перенести на территорию былых предприятий – Экскаватортяжстроя, Химкомбината.
Второй этап данного направления – перенос промышленности за город. У нас уникальные возможности в этом плане: можно перенести производства в сторону Железногорска, Сосновоборска, Зеленогорска, за которыми только тайга (так, чтобы это не коснулось людей). Иначе говоря, следует создавать новые урбанистические центры.
А ещё я полагаю, что отдельные программы пора готовить по Красноярскому алюминиевому заводу, металлургическим, химическим предприятиям, цементному заводу. Это принципиально важный момент. Но мы об этом предпочитаем не говорить, потому что есть люди, рабочие места, прибыль. Сегодня необходимо конкретно посмотреть, сколько налогов поступает с того или иного производства в бюджеты города и края. Кроме того, я убеждён, что мы должны применить волевые решения по отношению к экологическим требованиям на этих предприятиях. Проект решения на этот счёт у нас есть. Но для этого нужна политическая воля, подкреплённая гражданской инициативой. Оставаться в стороне не следует уже хотя бы потому, что более вредных предприятий по нагрузке на экологию города Красноярска не существует. Это важный повод для принятия самых кардинальных решений.
– Какие конкретные дела и проекты Красноярья вы бы отметили как наиболее примечательные и перспективные?
– Если говорить об инновациях, то особенно много их планируется к внедрению в области жилищно-коммунального хозяйства, энергосберегающих технологий, в сфере удешевления строительства с применением сейсмоустойчивых технологий (в свете последних землетрясений).
В Сибири в целом назрел переход к малоэтажному строительству. Разумеется, тоже с применением современных технологий – как управленческих инноваций, так и промышленных. Всё это позволит, наконец, покончить с пресловутой точечной застройкой. Не только в Красноярске, но и в других городах края – Канске, Назарово, Ачинске. У нас есть возможности перемещения строительства жилья и инфраструктуры на юго-запад, на юг, на запад Красноярского края, где прекрасные земли.
Вопрос опять же в наличии политической воли для внедрения в жизнь этих потенциально очень привлекательных проектов. Слово теперь за губернатором края, Законодательным Собранием, мэрами городов, решением городских Советов…
А вообще в Красноярском крае я бы отметил сейчас два сверхновых «прорывных» инвестиционных и инновационных проекта. Я имею в виду строительство в Красноярске четвёртого автомобильного моста через Енисей и дороги Кызыл – Курагино.
Мост очень дорогой, но как раз благодаря применению инновационных технологий мы его существенно удешевляем. Нынешняя деревянная и ветхая Николаевка превратится в современный благоустроенный и комфортабельный микрорайон. И это тоже современное инновационное решение – как организационное, так и технологичное.
И, конечно, богатейшие перспективы открываются для дальнейшего развития Красноярского края в связи со строительством дороги Кызыл – Курагино. Для нашего региона это будет серьёзный прорыв, выход к рынкам Монголии, Китая, Индии и всей Юго-Восточной Азии. Это очень серьёзный проект. Для Красноярского края он даёт поистине грандиозные преимущества перед другими регионами. В случае успешной реализации данного проекта Красноярский край станет одним из деловых центров Российской Федерации. Юго-Восточная Азия с её огромными рынками сбыта станет к нам значительно ближе. А ведь это миллиарды людей – трудолюбивых и деловых. Всё это значительно ускорит темпы развития Красноярского края и Сибири в целом.
– В Красноярске не за горами выборы мэра города. Кто, по вашему мнению, является фаворитом?
– Я бы сейчас не говорил о фамилиях. Это преждевременно. Гораздо важнее дать людям определиться, какой Глава города нам нужен. Помните ведь древнюю поговорку: время – разбрасывать камни, время – их собирать. Может быть, нам нужно на какой-то период сохранить существующее положение дел, не спешить с принятием ключевых решений, не форсировать дополнительное строительство? Таким может быть один подход в отношении жизнедеятельности города. Другой подход – рассмотреть совершенно иной сценарий, помочь людям сначала получить информацию по их запросам и ожиданиям.
С моей точки зрения, сейчас настал этап интенсивного развития города, а не удержания его в том состоянии, в котором он находился в последние годы. При этом надо подразумевать возможное проведение в Красноярске зимней Универсиады-2019, что повлечёт за собой доселе невиданное по качеству и замыслу строительство как спортивных объектов, так и городской инфраструктуры. Но в любом случае необходима решительная смена промышленной политики, проводимой в краевом центре, и перенос промышленных предприятий в специально определённые зоны.
– То есть потребуется в корне пересмотреть генеральный план развития Красноярска?
– Я сторонник эволюционного пути. План этот надо досматривать, а не пересматривать. Там есть много интересных решений, которые нужно реализовать полноценно. Другое дело, что часто мы идём по запросу сегодняшнего дня и, опять-таки, без определённой системы. Я уже говорил, насколько архаична и неэффективна у нас система принятия решений. Вот и появляются то здесь, то там некие «таинственные» и «неожиданные» здания, сооружения, которые потом долгие годы не достраиваются. Они или «полузаконные», или незаконные вовсе. Просто я знаю предпринимателей, которые не могли вложить такие солидные средства, не обговорив и не согласовав их с чиновниками. От подобных «согласований» надо решительно избавляться.
– Вы критикуете ущербную систему принятия решений. Можно ли сказать, что Виктор Зубарев ещё и затем прибыл в Красноярск из Москвы, чтобы сделать эту систему жизнеспособной?
– Да, конечно. Это основное, это задача номер один. А потом на повестке дня стоит инновационная и новая промышленная политика.
Сам я активно готов работать на данном «боевом» направлении. Мой опыт позволяет мне трезво оценивать свои силы и потенциал команды единомышленников. Без ложной скромности могу заверить, что потенциал комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения и Законодательного Собрания Красноярского края в целом весьма велик.
– Ну так что, Виктор Владиславович, изменим жизнь к лучшему?
– Всегда нужно начинать с себя: измени себя – и вокруг тебя изменится мир. И обязательно изменится к лучшему.

Игорь РУДИК.
Фото Андрея Бурмистрова.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен