[04]ноября[2008]
 
48(000170)

>Читайте в [следующем номере]
«Я охотился только под водой... на Тихом океане и на Парном озере»
*Николай АШЛАПОВ

Константин БУСАРГИН:
«С Расселом Кроу познакомился
по переписке»

«Конкурент» & «ПЕРВЫЙ молодёжный»: ночной DozoR & Хеллоуин на колёсах
(Фоторепортаж)

«После прочтения сжечь»: суперзвёзды в роли мегаидиотов


- Олимпийская лихорадка: почему в Сочи сменили мэра?

- Меры приняты – потери отыграны

- Леонид ФИЛАТОВ: «Поклонницам и в голову не приходило, что у меня ни кола, ни двора»

- Семь чудес современной архитектуры

- Москва не вошла в «десятку» наиболее глобализированных городов мира

- Виктория ЧЕРНОВА, 22 года, модель агентства «Академия красоты»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«У меня только одна просьба и претензия к телеканалам: хотя бы во время показа военных фильмов не включать рекламу»

Юрий СОЛОМИН,
художественный руководитель Малого театра.


 
Леонид ФИЛАТОВ: «Поклонницам и в голову не приходило, что у меня ни кола, ни двора»

Пять лет назад ушёл из жизни великий российский актёр.

Открыть миру нечто важное…

Трудно сказать, кто он больше – актер, режиссер, поэт или автор и ведущий телепрограммы. Всё, за что брался, делал профессионально. В последние дни и месяцы он так же плодотворно работал в литературе и на телевидении, как некогда в кино и театре. Сегодня тиражи книг Филатова превышают показатели самых популярных «детективщиков».
Леонид Филатов прожил не полных 57 лет. Познал и достаточно ранний актерский успех, и зрелый – литературный – после блистательной сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца». До последнего времени выпускал щемящую телепередачу об ушедших актерах «Чтобы помнили». И мужественно противостоял тяжелой, изнурительной болезни.
Его поддерживала жена – актриса Нина Шацкая. Денис, сын Шацкой от Валерия Золотухина, воспитанный, однако, Филатовым, – священник и отец большого семейства. Верные друзья: Леонид Ярмольник, Владимир Качан, Михаил Задорнов. Ян Геннадиевич Мойсюк, профессор, заведующий отделением пересадки почки и печени НИИ трансплантологии и искусственных органов, сложнейшей операцией продлил жизнь своему другу на шесть лет...
Тяжелая болезнь не позволила Леониду Алексеевичу осуществить многие замыслы. Написать, например, пьесу о своей любимой жене Нине, окончить фильм «Свобода или смерть». Но открыть миру нечто важное он успел. Были написаны, а вернее, надиктованы Нине Сергеевне стихотворные пьесы «Еще раз о голом короле», «Золушка до и после», «Эликсир любви», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата»...

«Больше всех люблю Феллини»

В начале 1990-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению – режиссуре. «Я люблю самое разное кино – Бунюэля, Бергмана, Бессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини», – признался он однажды. В 1991 году Филатов снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», который получил первую премию на фестивале «Кинотавр».
К исходу 1989 года Леонид Филатов уже приобрел всесоюзную славу актерского лидера последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди кинодеятелей, почетное звание, титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные призы... И наряду с этим – издерганность, подорванное здоровье, неспособность бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 1990-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе – литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений – стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудился в литературе всё последнее десятилетие. Леонид Филатов писал стихи, песни, пьесы, пародии.
С 1994 года Леонид Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили», посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
С самоотверженностью и тактом, доступными лишь человеку, почувствовавшему на себе дыхание смерти, он создавал одно за другим произведения, не типичные для отечественного ТВ, – в жанре не некролога, но реквиема.
Цели были недвусмысленно изложены в заглавии. Уже этого достаточно, чтобы помнили Леонида Филатова. Парадоксально, но многие именно благодаря этому и запомнят. Хотя на самом деле вклад этого человека в российское искусство и в имидж национального героя значительно шире, чем любая гуманитарная, просветительская и даже просто культурная деятельность.

Соблазнитель-интеллектуал

В детстве Филатов обожал Алена Делона, французское кино и хотел стать режиссером. Увы, со ВГИКом
не сложилось, и паренек из Ашхабада, будущий автор «Сукиных детей» – одного из самых ярких позднесоветских фильмов, пошел туда, где учились, по его словам, «мои кумиры – Никита Михалков и Настя Вертинская», – в Театральное училище имени Щукина. В 1969 году Леонид Филатов поступил в труппу Театра на Таганке. Основатель самой модной в те годы в Москве сцены Юрий Любимов ценил артистизм молодого актера из так называемого «второго призыва». Леонид Филатов сыграл Ведущего в спектакле по роману Чернышевского «Что делать?», Горацио в «Гамлете», Кульчицкого в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея», были эпизодические роли в «Десяти днях», «Часе пик», главные – в «Доме на набережной», «Пристегните ремни», «Антимирах», «Мастере и Маргарите», «Товарищ, верь»... А через десяток лет Леонида Филатова стали приглашать на пробы «Мосфильм» и Студия Горького.
Первый в СССР фильм в жанре катастрофы – «Экипаж» – вышел в прокат в 1980 году. Зрительницы всего Советского Союза посходили с ума от ироничного взгляда и неотразимой сексуальности бортинженера Скворцова. Филатов сыграл мужчину их мечты. Скворцов – идеальный соблазнитель, который тем не менее не смог устоять перед настоящим чувством. Женщины полагали, что он по справедливости достался простой девчонке-стюардессе, и сами верили в вероятность подобного чуда в их жизни. А парни пытались повторить трюк со светомузыкой над диваном...
Никто из поклонников не мог предположить, насколько сомневался в себе артист, уже потерявший в бесконечных кинопробах надежду сняться хоть в какой-то роли. Режиссер «Экипажа» Александр Митта вспоминал, что во время поисков актера на замену заболевшему Олегу Далю от приглашения Леонида Филатова, уже ставшего театральной звездой, его отговаривали. Мол, он актер-интеллектуал – для разговоров годится, а чтобы девушек соблазнять – типаж не тот. После «Экипажа» никому не хотелось признаваться, что едва ли не главный мачо нашего кино казался им недавно скучным и некиногеничным...
Успех не вскружил голову Филатову, и роли он выбирал очень тщательно. В его творческой биографии не так уж много фильмов – около тридцати. Невозможно забыть умного, но истеричного уголовника в «Грачах», вдумчивого и ошибающегося следователя в «Соучастниках», несчастных чинуш из «Забытой мелодии для флейты» и «Сукиных детей». Снимаясь у Ильи Авербаха, Филатов примерил в фильме «Голос» образ кинорежиссера. Но, пожалуй, самый личностно близкий актеру киногерой Леонида Алексеевича – мучимый бременем таланта, одержимый Чеховым, театральный режиссер в фильме Константина Худякова «Успех». Фильм вышел в 1984 году, собрал награды на международных кинофестивалях в Барселоне, Стамбуле, Вашингтоне, Мангейме, Картахене и получил приз Королевской академии киноискусств Швеции.

 

По словам Филатова, Нина Шацкая была ему ниспослана свыше.

Козёл, щенок и сцепленные руки

В театре на Таганке, куда пришел работать Филатов, он познакомился со своей будущей женой. Почему-то в интервью актер никогда не называл её имени. Её зовут Лидия Савченко. Актриса была красавицей, и неудивительно, что молодой Леонид Филатов в нее влюбился. Поженились они в начале 70-х годов.
Первый свой брак Филатов считал удачным до тех пор, пока из декретного отпуска (родив сына Дениса) не вышла актриса Нина Шацкая, жена Валерия Золотухина.
Позднее Филатов вспоминал: «Когда я ухаживал за Шацкой, на меня ещё давили некие провинциальные комплексы. Кто я, думал про себя, – провинциальный щенок. А она красавица-актриса, жена знаменитого актера. Я жил в общежитии лет до сорока. Моим поклонницам и в голову не приходило, что у меня ни кола, ни двора. С первой женой у нас как-то не очень вязалось в смысле материального благополучия. Хотя я считал наш брак удачным. Но Нина, видимо, была мне ниспослана свыше».
Нина Шацкая рассказывала, что незадолго до встречи с Филатовым она гадала на старый Новый год – в тарелке с жженой бумагой ей привиделось человеческое лицо с рогами и козлиной бородой, потом щенок, а потом сцепленные руки. Вскоре после гадания она увидела в театре Филатова и сразу же выделила его из всех, «подтянутого, легкого, стремительного, с цепким пронзительным взглядом».
Когда побольше о нем узнала, подруга объяснила, как надо понимать то гадание: «Козел – это Леня, потому что он Козерог, щенок – тоже он, потому что родился в год Собаки, а сцепленные руки – это ваша жизнь».
После того гадания прошло два года, но ничего не менялось: и Нина, и Леонид продолжали жить в разных семьях. Нина с Золотухиным растили сына.
С Филатовым в театре они только обменивались взглядами. Как-то Филатов пригласил Нину в кафе и прочитал ей стихи, в которых признавался в любви. Она просто ответила: «Я замужем».
После чего они не общались год. Всё решилось, когда Шацкая вдруг увидела сон о Филатове и, словно подчиняясь какому-то неведомому порыву, прибежала в театр, хотя у нее был выходной. Она вспоминала: «Когда я стояла в театре и думала, какая я дура, зачем пришла, вдруг кто-то поцеловал меня в затылок. Обернулась – увидела Леню, и наши руки сплелись… Вот так, как в плохом кино, начался наш роман».
Много позже актер расскажет: «У нас довольно долгое время был тайный роман, афишировать наши отношения было нельзя, тем более что наши мужья и жены несли моральный ущерб, всё держалось в тайне, неприлично даже было вместе работать, чтобы не зародилась в их умах отгадка нашей загадки. Мы с ней долго противились себе… но в конечном итоге это оказалось сильнее нас, и мы стали жить вместе. Чего нам это стоило – разговор отдельный. Нашим близким было несладко, когда всё выяснилось…»
Писали, что Золотухин жутко ревновал жену и, естественно, между ним и Филатовым пробежала черная кошка. Шацкая развелась с Золотухиным. Через два года Филатов развелся со своей женой. Рассказывают, что их развод проходил мучительно. От «бывшей» Филатов ушел зимой в одной курточке, оставив ей квартиру и всё, что в ней было. После развода Филатов долгие годы продолжал работать с бывшей женой в одном театре.

 

Фильм «Сукины дети» – единственная режиссёрская работа Леонида Филатова в кинематографе.

Их брак был прочным и трогательным

Филатов и Шацкая поженились в 1982 году. Сыну Денису Нина Сергеевна сказала: «Денис, я, наверное, скоро выйду замуж. За дядю Лёню Филатова». Денис не возражал… Леонид воспитывал Дениса, как родного. Денис стал священником, открыл свой приход в Видном, где живет с женой Аллой и тремя дочками.
Филатов друзьям говорил, что, конечно, хотел бы иметь своих детей, но после операции врачи запретили Нине рожать. Брак Шацкой и Филатова был необыкновенно прочным и трогательным: о таком принято говорить «образцовый». Когда Леонид заболел, Нина Сергеевна самоотверженно за ним ухаживала – до самого последнего дня…
Леонид Филатов скончался в Москве 26 октября 2002 года, на 57-м году жизни. Последние десять дней врачи ЦКБ сражались за его жизнь. Он был госпитализирован 16 октября с диагнозом «двухстороннее воспаление легких». Шесть лет назад Филатов перенес операцию по трансплантации почек, что сказалось на общем состоянии здоровья и стало причиной резкого ухудшения здоровья.

 

Анжелика ЮГРИНА,
директор Красноярского союза риэлторов:

 

– Леонида Филатова я, конечно, помню. Могу отметить знаменитый «Экипаж», «Забытую мелодию для флейты». Те задачи, которые ставили ему как актёру, всегда выполнялись. И он играл так, что нравился всегда и всем, даже не обязательно в образе положительных героев. Нравился и женщинам, и мужчинам. У меня он вызывал абсолютную симпатию. Филатов боролся со своей болезнью, его поддерживала супруга, он не боялся рассказать о некоторых даже физиологических тонкостях, тем самым вселяя надежду в людей с аналогичными заболеваниями. Человек с такой харизмой рождается один на миллион. У него своё место в истории нашего кино, и сравнить его, наверно, нельзя ни с кем. Актёр был настолько сильной личностью, что вряд ли появится второй Леонид Филатов. Его программа «Чтобы помнили» была совершенно не рейтинговой, но при этом очень интересной. Сейчас на нашем телевидении очень много талантливых ребят. Но таких, как Филатов, нет.

Максим БОГОМОЛОВ,
управляющий партнёр юридической фирмы
«ЮСБ-Консалтинг»:

 

– Я помню сказку в стихах про Федота-стрельца, которую написал и исполнял Леонид Филатов. Фильмы с его участием я также смотрел, но помню плохо. Что касается талантливых людей, они, безусловно, есть и сейчас в кинематографе. Понятно, что когда человек уходит, мы начинаем осознавать, насколько он велик. Пока Виктор Цой был жив, вокруг него не было такого ажиотажа. А как только умер, сказали: «Какой талантище ушёл!» Так же и здесь. Мы начинаем ценить, только когда теряем. Думаю, что и сейчас достаточно интересных и талантливых людей, с которых можно брать пример, чему-то учиться. И будет их ещё много. Всё движется, всё изменяется. А из современных актёров мне нравится Марат Башаров.

Елена ЛОПАТНИКОВА,
юрист:

 

– Я отлично помню актёра, режиссёра, телеведущего и писателя Леонида Филатова. Помню его по замечательным фильмам, таким как «Экипаж», «Забытая мелодия для флейты», «Вам и не снилось». Неизгладимое впечатление на меня произвел его «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». Часто его перечитываю и даже цитирую в повседневной жизни. Его передачу «Чтобы помнили» смотрела и считала её интереснейшей. Думаю, что такие телевизионные продукты нужны людям, в них познаются судьбы. И даже такое непродолжительное зрелище волей-неволей заставляет отдать должное и вспомнить хорошими слова ушедшего человека. Ведь большинство актёров покинули нас забытыми... В современном кинематографе также имеются колоритные актёры, отличающиеся не только внешностью, но и манерой игры. Очень нравятся Константин Хабенский, Егор Бероев, Владимир Машков, Сергей Безруков. Таланты, конечно, есть. Но то, что было раньше, намного лучше и качественнее. Хотя тогда и время было другое – за большие деньги на экран не попадали. Но думаю, что всё с нашим кинематографом будет хорошо.

Эдуард РУСАКОВ,
член Союза российских писателей:

 

– Что нравилось – Филатов умел играть роли широкого диапазона, от современников до исторических персонажей. Был фильм, где он играл Чичерина, одного из первых российских министров иностранных дел. Играл и героев-любовников. Мог перевоплощаться в любой образ. Фильм «Экипаж» – один из советских блокбастеров. До этого у нас, по-моему, и не было подобных картин с грандиозными спецэффектами. Этот фильм держался именно на блестящем исполнении Филатовым одной из главных ролей. И передача «Чтобы помнили» мне нравилась. Очень жаль, что сейчас нет таких передач. Время от времени, к юбилею какой-нибудь известной личности, делают программу, посвящённую жизни человека, а Филатов ведь не только к датам готовил передачи. Он выстраивал целый ряд историй о замечательных актёрах, забытых и полузабытых, напоминал нам о других. А мы, в свою очередь, за это его и помним. Это урок всем, как можно добиться светлой памяти потомков: вспоминать своих наставников и товарищей. Леонид Филатов – огромный человек, прекрасный актёр. А сейчас актёры разные. Но жалко, что в такой большой стране эта ниша пустует, – я говорю о передаче «Чтобы помнили».

Валентина ЯРОШЕВСКАЯ,
директор Красноярского краеведческого музея:

 

– Я считаю, что один из лучших фильмов Леонида Филатова – «Сукины дети», который показал жизнь театра изнутри, давление на театр со стороны властей и всю убогость функционеров коммунистической партии, которые ненавидели свободу. Это был его, по-моему, режиссёрский дебют. Конечно, это классика, лучшее советское кино. Мне не посчастливилось увидеть его игру в спектаклях в Москве, потому что билеты на Таганку было просто невозможно достать. Но я всегда интересовалась его судьбой. Лучшие уходят. Мы за последнее время потеряли столько звёзд, которые были нашей гордостью, совестью. Всё беднее и беднее становится наша культура. Сейчас её место занимает культурная и политическая попса. Обилие фильмов, которые выходят, – это только погоня за деньгами, души в них нет. Мало появляется шедевров, хотя вроде бы и свобода, и деньги есть. А таких кинокартин, таких актёров уже совсем немного. Из той обоймы я бы выделила Золотухина, Лазарева, Янковского. Это те, кто прославлял наше кино в восьмидесятые годы, они и сейчас на слуху.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ и Яна БРЫЛЁВА. >Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен